Переход на федеральные ООП с 01.09.2023 г. Нормативно-правовые документы по переходу на ФООППЕРЕХОД ШКОЛ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФООП
К 1 сентября 2023 года все школы должны будут обновить свои программы под требования ФООП, которые утвердят уже 1 января 2023 года. Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов: Изучить законодательство и новые учебно-методические документы; Составить план перехода на ФООП; Создать рабочую группу; Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП; Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП; Подготовить педагогов к переходу на новые требования; Ознакомить с изменениями родителей; Издать приказ об утверждении новых ООП.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон об образовании с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ, а также сами федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения их разработало и опубликовало на официальном сайте. Второй этап - определить перечень работ по переходу на ФООП в школе. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант - в виде таблицы, где указывают направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям: организационные мероприятия; нормативно-правовая работа; работа с кадрами; методическое обеспечение; информационное обеспечение; финансовое обеспечение. Третий этап - создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты по переходу на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор школы и завучи. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Но возглавляет рабочую группу директор. Другие члены группы - ответственные за определенный раздел дорожной карты. Например, за материально-техническое обеспечение отвечает заместитель директора по АХР, за информационную работу - учитель информатики и т.д. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе. Четвертый этап - подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один из вариантов: Разработать новые ООП; Внести изменения с действующие ООП. Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много и они будут присутствовать во всех разделах программы: целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания. Школы обязаны использовать федеральные рабочие программы по следующим предметам: 1. Для НОО русский язык, литературное чтение , окружающий мир ; 2. Русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ - для ООО и СОО. Программу начальной школы нужно привести в соответствие с ФООП уже к 1 апреля 2023 года, так как с этой даты стартует прием заявок на поступление в 1 классы. При приеме родители имеют право ознакомиться с программой, о чем сказано в п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона об образовании. С рабочими программами для основного и среднего образования необходимо разобраться до 1 сентября 2023 года. В целевом разделе следует проверить пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП. Рабочей группе нужно сопоставить соответствующие документы с опорой на федеральные программы. В содержательном разделе ООП нужно привести в соответствие с ФООП: программы формирования/развития УУД, программу коррекционной работы, рабочую программу воспитания. включить в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов, которые обязательны для применения. В организационном разделе необходимо привести в соответствие с ФООП: учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. Пятый этап - контроль за выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документов члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. По итогам контроля составляют справку Шестой этап - подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Обязательно посвятить отдельное выступление нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По ее результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого необходимо отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными. Седьмой этап. Представление родителям изменений в программах. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца этого учебного года - 2022/2023. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей. Завершающий этап - утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого утверждает изменения директор приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете - когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов: Утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования. Утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.
Структура ФООП Все проекты ФООП содержат три раздела: целевой, содержательный, организационный. ФООП должны разработать в соответствии с ФГОС, поэтому основные разделы остаются неизменными. Подробнее о структуре каждого уровня образования из ФООП – в таблицах 1, 2 и 3. Таблица 1. Структура ФООП НОО
Таблица 2. Структура ФООП ООО
Таблица 3. Структура ФООП СОО
Новое в ФООП ФООП подробно разъясняют, из чего должно состоять портфолио ученика. Помимо персональных, также можно вести и портфолио класса. Эту информацию включили в систему оценки достижения планируемых результатов. ФГОС упоминают, что электронная информационно-образовательная среда включает портфолио обучающихся. Но в документах не говорится, как составлять и какую информацию указывать в нем. Требования к портфолио по ФООП НОО. Портфолио оценивает динамику учебной и творческой активности обучающегося, направленность, широту или избирательность интересов, выраженность проявлений творческой инициативы. В портфолио входят творческие работы учащегося – фотографии, видеоматериалы. А также отзывы и награды – дипломы, сертификаты участия, рецензии, наградные листы. Отбор работ для портфолио и отзывов учащийся ведет вместе с классным руководителем и родителями.
Портфолио можно сформировать как в бумажном, так и в электронном виде на протяжении всех лет обучения на уровне НОО. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по обучению и готовят характеристику обучающегося. Требования к портфолио по ФООП ООО. Отбор работ и отзывов для портфолио ведет сам обучающийся вместе с классным руководителем и при участии семьи. Включать какие-либо материалы в портфолио без согласия обучающегося нельзя. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне СОО. Они могут отражаться в характеристике.
Обратите внимание Требования к портфолио Требования к портфолио на уровне средней и основной школы полностью совпадают. Возможно, здесь разработчики ошиблись и скопировали описание из предыдущего уровня. В вариантах НОО и ООО результаты портфолио собирают на текущем уровне обучения и используют на следующем. В проекте ФООП должно было быть указано, что результаты портфолио собирают за все годы обучения на уровне СОО и используют при выработке рекомендаций на уровнях СПО и ВПО. Однако этого в проекте нет. Предполагаем, что в ходе доработки проектов эту ошибку заметят и исправят. Новые рабочие программы в содержательном разделе
Федеральные рабочие программы устанавливают распределение учебного материала по классам Проекты ФООП содержат федеральные рабочие программы учебных предметов только по нескольким учебным предметам. В начальной школе описаны три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». В основной и средней школах – шесть учебных предметов: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава. Подробнее смотрите в таблице 4, 5 и 6. Таблица 4. Распределение часов по классам на уровне НОО
Таблица 5. Распределение часов по классам на уровне ООО
Таблица 6. Распределение часов по классам на уровне СОО
Коллизия в проекте ФООП СОО ФООП должны быть разработаны по ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273). Однако ФООП СОО содержит программу формирования УУД у школьников, хотя во ФГОС СОО она называется иначе – программа развития УУД, а не формирования. Возможно, разработчики допустили опечатку в федеральных ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы сделать названия всех программ единообразными. Содержание ФООП Помимо федеральных рабочих программ по предметам, проект ФООП содержат другую учебно-методическую документацию, их описание и образцы: В целом эти документы соответствуют ФГОС по уровням образования и дают право школе на самостоятельность при разработке собственной программы. Например, федеральный календарный учебный график содержит только описание того, как он должен выглядеть в программе. При этом его образца в ФООП нет. Когда составляете свою ООП помните, что содержание и образовательные результаты не должны быть ниже тем, которые закреплены федеральными ООП.
Приказ Минпросвещения России об утверждении ФООП НОО Приказ Минпросвещения России об утверждении ФООП ООО Приказ Минпросвещения России об утверждении ФООП СОО Основные этапы перехода на ФООП. Приказ об утверждении Федеральной адаптированной общеобразовательной программы Приказ о введении федеральных основных общеобразовательных программ План-график "ДОРОЖНАЯ КАРТА" внедрения ФОП НОО и ООО в МБОУ "СОШ №4 им.С.Хачукаева с.Ачхой-Мартан" О внедрении ФОП НОО, ООО, СОО и создании рабочей группы Протокол заседания педагогического совета школы.Ликвидация академичкской задолженности Протокол заседания родительского комитета Протокол заседания рабочей группы № 1 Протокол заседания рабочей группы № 2 План обеспечения методической поддержки педагогов при переходе на ФООП на 2023 учебный год
|